Исторические и современные концепции ландшафтной архитектуры

Введение

Создание озеленённых территорий в городах включает комплекс ландшафтно-планировочных, инженерных, агротехнических мероприятий, направленных на формирование гуманной и комфортной среды для нормальной жизнедеятельности и отдыха населения с учетом функциональных, технико-экономических и эстетических требований. Озеленённые территории города являются неотъемлемыми объектами ландшафтной архитектуры. Сам термин «ландшафтная архитектура» появился ещё в середине XIX века в США, в связи с бурным развитием промышленности и ростом городов и созданием в них крупных озеленённых территорий в виде скверов, бульваров, парков для отдыха населения. Например, в центре Нью-Йорка в 60-х годах XIX века возникает крупный по площади Центральный парк, созданный по принципам и методам ландшафтной композиции.

В это же время стали создаваться национальные парки, задачей которых являлась защита природного ландшафта от негативного воздействия промышленности. В конце XIX — начале XX веков идёт процесс реконструкции старых городов и строительство новых; разрабатываются схемы региональной планировки с целью сохранения ценных природных ресурсов (20-е годы XX века, Англия), генеральные планы городов, включающие организацию систем озеленённых территорий как открытых пространств в виде парков, бульваров, скверов, садов, лесопарков. Важнейшей составляющей этих мероприятий остаётся садово-парковое искусство в виде выдающихся садов и парков различных эпох и исторических «зелёных» ансамблей, которые органично включаются в планировку городов.

Создание озеленённых территорий в городах объединяет комплекс знаний и профессиональных навыков в области проектирования, строительства, эксплуатации, содержания и формирования различных по своему назначению объектов на протяжении длительного периода времени. Важным вопросом является рациональное включение и использование компонентов природной среды — растительности, воды, земли, топографии местности. Эти компоненты являются основными при создании городских парков и садов, скверов, бульваров и др.

В то же время эти компоненты невозможно рассматривать обособленно от строительных материалов — бетона, керамики, металла. Одной из важных задач создания озеленённых территорий в городе как объектов ландшафтной архитектуры является органическое слияние таких объектов, например, сквера на площади, с архитектурным ансамблем городской среды. В этом заключается мастерство специалиста в области ландшафтной архитектуры.

При создании объекта ландшафтной архитектуры в городской среде необходим комплексный подход, учитывающий градостроительную ситуацию, то есть где, в каких условиях находится создаваемый объект и как на него будут влиять эти условия. Как будут воздействовать, например, на растительность транспорт на магистралях, промышленные объекты, коммуникации. Здесь всё уже зависит от устойчивости применяемых материалов — деревьев, кустарников, травянистых растений — к условиям антропогенной среды, их интенсивной поддержки жизнедеятельности путём своевременного ухода и т. п.

Создание озеленённых территорий в городе вызывает необходимость использования существующих компонентов природной среды, их приспособления к неблагоприятным антропогенным воздействиям. Например, создание парков на базе существующих лесных массивов, вошедших в границы современного города. Возникает необходимость и в оптимизации условий для произрастания растительности, сохранения ценных природных комплексов и в то же время в решении эстетических и функциональных задач использования территории для отдыха населения города.

Ставится и другая важная задача: «конструирование» искусственного садово-паркового ландшафта в центральных частях города, на площадях, на участках магистралей, на территориях жилой и промышленной застроек. Здесь речь идёт уже о создании искусственных фитоценозов в сочетании с малыми архитектурными формами, оборудованием, коммуникациями, с учётом движения транспорта и пешеходов

Важной задачей является формирование озеленённых микропространств, небольших участков у офисов, клубов, двориков-патио, садов при частных и общественных домах и др. То есть проектирование на уровне предметной среды человека, где должна быть отшлифована каждая деталь — фактура дерева, цветущего кустарника, светильника, скульптуры, мощения дорожки, бордюра, ступеней лестницы и т

п. Это так называемые средства и приёмы ландшафтного дизайна, как своеобразного искусства проектирования малых пространств.

Введение

Специализированные объекты ландшафтной архитектуры — это объекты общественного назначения, выполняющие одну ведущую функцию (например, выставочную, мемориальную или спортивную), обеспечивающие возможность широкого выбора форм рекреации для населения.

Система специализированных объектов ландшафтной архитектуры является универсальной формой социальной реабилитации современного человека в обществе. Для этого в градостроительной практике при проектировании рекреационных систем всех уровней необходимо соблюдать принцип «компенсации» по недостающим или ограниченным функциям в жизнедеятельности человека.

Чем полнее выбор рекреационной деятельности, тем выше социальный (а опосредованно — экономический) эффект: многогранное развитие личности, физическое здоровье, укрепление семейных и социальных связей, патриотическое воспитание и т. п.

В больших, крупных и крупнейших городах, имеющих сложившуюся рекреационную систему, размещение новых объектов отдыха, лечения, спортивного, культурно-развлекательного характера следует производить по принципу функциональной компенсации, дополняя существующую сеть отсутствующими видами рекреации с учетом периодичности использования. При градостроительной возможности концентрации учреждений одного профиля отдыха (спортивного, развлекательного и т.п.) рекомендуется объединять их в систему специализированных парков, формируя каркас города.

При строительстве рекреационных объектов в новых малых и средних городах, а также в групповых системах населенных мест структуру будущих специализированных садов и парков необходимо формировать одновременно с их ландшафтной организацией.

По современным представлениям использование комплекса специализированных объектов ландшафтной архитектуры вместо одного многофункционального парка значительно повышает уровень и качество рекреационного обслуживания. Следовательно, учитывается рекреационная избирательность отдыхающих, появляется возможность создания оптимальных эксплуатационных условий при едином административно-хозяйственном центре.

Единая система межселенных и загородных садово-парковых объектов в социальном аспекте позволяет нивелировать различие в рекреационном обслуживании городского и сельского населения.

В генеральных планах городов отчетливо видна тенденция специализации садов и парков, которая отражает развитие досуга и социально-культурного потребления, сопутствующих научно-техническому прогрессу. 

Веками накапливался опыт паркоустройства. Достаточно вспомнить садово-парковое искусство Древнего мира, когда дерево считалось символом Жизни. Тогда, когда лучшим украшением страны являлись парки. Правители привозили из различных походов и завоеванных земель диковинные растения и животных. Именно в те далекие времена Ассирии и Вавилонии появляются первые коллекции флоры и фауны — прообразы ботанических садов и зоопарков. Там же существовали обширные озелененные территории, предназначавшиеся для прогулок верхом и охоты. Такого рода массивы считаются родоначальниками современных лесопарков.

Античная Греция породила герооны, ставшие впоследствии мемориальными и спортивными парками, и гимнасии, ставшие садами «просветительного досуга».

В Древнем Риме естественной стала жизнь созерцательная, одной из сторон которой является создание сада топиарного искусства — стриженных из зелени скульптур.

Садово-парковое строительство на Востоке (в Персии, Индии) дало жизнь садам «на воде» — современным гидро-, аквапаркам.

В Средневековье появляется символика в садах, а эпохи Возрождения и барокко (где облик сада — это «театрализованная декорация» и скульптура занимает в нем ведущие места) положили начало садам скульптур и садам- выставкам.

Садово-парковое искусство Китая и Японии с конца XVIII в. популярно во всех странах планеты. В настоящее время его элементы создаются как при жилых зданиях, на территориях коттеджей, так и в качестве самостоятельных объектов или экспозиций ботанических садов. В последних устраиваются выставки, сюда приходят за вдохновением художники и поэты, а обыкновенные люди — чтобы «успокоить ум…».

Русские сады с хороводными полянами, шатрами, беседками-«чердаками», обманками, скатными горами, катками на озерах со временем стали использоваться в детских и развлекательных парках.

доцент кафедры «Ландшафтная архитектура»

Основные принципы ландшафтной архитектуры как метода архитектурного творчества. Определение понятия «Ландшафтная архитектура».

Концепция «Природная религиозность». Объясняется мотив возникновения второй концепции – осознание зависимости от природных стихий, потребность в поклонении природным стихиям и обожествление ее элементов. Сакрализация флоры, признание божественности космического миропорядка, поиск органичного сопряжения архитектуры и природы, природы и человека, преклонение перед тайною ее законов – основные принципы концепции. Дается историческая ретроспектива примеров, относящихся к данной концепции: мегалитические комплексы (Стоунхендж), культовая архитектура Древнего Египта, пантеизм эпохи Просвещения, сакрализация ландшафта в современной архитектуре. Маковца, Д. Эклера, Г. Кзете и др.

«Экологическая» концепция ландшафтной архитектуры. Четверная концепция ландшафтной архитектуры понимается как создание мер для защиты природного ландшафта от загрязнения и уничтожения, борьба за чистоту природных стихий, создание безвредных условий для жизни человека в искусственной среде. Принципы взаимодействия с природой данной концепции складываются в систему био-социальной гигиены. История концепции прошла свой путь от рационалистических идей до экологической этики, от проектов города-сада, первых утопических градостроительных концепций, проектов национальных парков и природоохранных мероприятий до экологического жилища и экологического мировоззрения. Говарда, Э. Геккеля, академиков , , . Коэволюция – учение о неразрывном и взаимосвязанном развитии человеческого общества и природы на паритетных началах. Даются примеры современных «экологических» архитектурных проектов.

Концепция «Компенсация природы». Экологическая и эстетическая деградация окружающей среды, преобладание городского ландшафта с дефицитом природных элементов вылились в 20 веке в стремление максимально привнести природу в чуждые ей архитектурные формы, компенсируя вытеснение естественной природы архитектурой. В шестой концепции ландшафтной архитектуры развивается принцип возмещения, «компенсации ущерба», который был нанесен топографии и пространству при строительстве. На этом месте создается «Новая природа». Геоэквивалентность – соответствие создаваемого человеком культурного ландшафта существовавшему на его месте естественному – осуществляется посредством следующих приемов: воспроизводство территории (сады на крыше, вертикальное озеленение фасадов, подземная архитектура), интродукция – привнесение природных элементов (зимний сад), оптическая дематериализация архитектуры (зеркальный фасад).

Для чего нужен ландшафтный дизайн

Вопреки массовым стереотипам об исключительно эстетической ценности ландшафтных работ, превращающей их в нечто второстепенное, существует и немалая практическая польза. Под ландшафтным строительством подразумевается комплекс работ, позволяющих решить разнообразные прикладные задачи:

Рациональное использование территории. Современные земельные наделы в большинстве своем весьма ограничены по площади, поэтому стоит продумать дизайн проект парка; он найдет лучшее применение каждому квадратному метру. Проектируется сеть дорожек, выполняется зонирование, определяется оптимальное положение места отдыха и парковки.


К вопросу о рациональном использованииИсточник sousmonarbre.com

Улучшение проблемного надела. На участке с откосами и склонами организовывается укрепление подпорными стенами. На переувлажненном участке проектируют дренаж и ливневые стоки.


Подпорная стена как элемент дизайнаИсточник dysart.co.nz

Выбор подходящих растений. Чтобы сад был красивым и здоровым, растения выбирают, основываясь на данных о качестве грунта и об их совместимости.


Альпийская горкаИсточник induced.info

Инвестиция в здоровье. Созерцание красиво оформленного сада поднимает настроение, пребывание на свежем воздухе в комфортном окружении действует расслабляющее.


НирванаИсточник yandex.ru

Увеличение срока службы дорожек. Они прослужат максимально долго, если правильно определить тип грунта и организовать водосток.


Дорожка как элемент зонированияИсточник pinterest.com

Последние тенденции развития ландшафтной архитектуры

Мир меняется и всё большее влияние на Землю оказывает разрушающая деятельность человека

Для предотвращения экологической катастрофы ландшафтные архитекторы обратили внимание на самые острые проблемы, которые требуют быстрого решения. Вот некоторые из последних тенденций, включенных обществами ландшафтных архитекторов в сферу своей заботы:

  • восстановление и защита исчезающих водно-болотных угодий;
  • обеззараживание местности, загрязнённой промышленными отходами и ядовитыми веществами;
  • проектирование зон, восстанавливающих здоровье Земли и человека.

Примерами деятельности в этих направлениях могут служить:

  • Создание целебных садов, способствующих снижению стресса, укреплению иммунной системы, повышению физической активности и сокращению времени выздоровления после болезни.
  • Биоремедиация — восстановление биологического равновесия местности с помощью естественных свойств растений, грибов и / или почвенных почвенных микроорганизмов (червей). Таким образом загрязненные промышленные объекты, свалки и т.п. зоны преобразуются в безопасные общественные зеленые насаждения.
  • Зеленые крыши, которые помогают экономить на отоплении до 8% зимой, а летом на охлаждении — до 50%, очищают дождевую воду и дают среду обитания для насекомых и птиц.

Дополнительные материалы

Для тех, кто пока не готов идти на курсы, есть много полезных материалов в сети, которые можно найти и изучить самостоятельно и иногда даже бесплатно. Минус таких уроков в том, что нет структуры, да и часть информации устаревает. Но создать определенное впечатление о деятельности ландшафтного дизайнера вы сможете.

Посмотрим несколько интересных видео.

Лекция “Ландшафтный дизайн и планировка сада”

Игры с пространством. Ландшафтные хитрости

Трансляция урока “Сад легкого ухода”

Режим прогулки в программе Realtime landscaping Architect

https://youtube.com/watch?v=WJDR2Kh9Asg

На курсах часто рекомендуют литературу или предоставляют ее для скачивания. Также вы можете самостоятельно найти и прочитать книги по профессии. Вот несколько хороших пособий:

  • “Дизайн сада” Том Брукс;
  • “Настольная книга садового дизайнера” Розмари Александер;
  • “Дизайн сада. Профессиональный подход” Розмари Александер, Карена Бэтстоун;
  • “Дендрология” Громадин А. В., Матюхин Д. Л.;
  • “Живые изгороди. Элементы садового дизайна” Сапелин А. Ю.;
  • “Создаем красивый цветник” И. Бочкова.

Учеба – это труд, а обучаться самостоятельно в разы сложнее, чем получить готовые схемы, инструменты и кейсы. Если вы твердо решили освоить новую профессию, я все же советую учиться у специалистов, получать структурированные знания в сжатой и удобной форме. Это намного быстрее и эффективнее.

Основные термины

На сегодняшний момент термины “ландшафтный дизайн” и “ландшафтная архитектура” чаще всего употребляются как взаимозаменяемые слова. Однако между этими понятиями существует определенная разница.

Ландшафтная архитектура подразумевает гармоничное и более легкое внедрение в природную среду, незначительные изменения, где основу продолжает составлять природность и естественность конкретного места.

Что касается ландшафтного дизайна, то данный термин предполагает более глубокое вмешательство в природную среду. Местность в таком случае не просто переорганизовывается или дополняется отдельными рукотворными элементами, а полностью преобразовывается и получает абсолютно новый и уникальный внешний вид. Несмотря на это, при создании дизайна активно используются природные ресурсы конкретной местности: вода, особенности рельефа и типичная растительность.

Некоторые специалисты, однако, считают, что нет смысла разводить два указанных понятия, поскольку оба они имеют отношение к формированию и организации открытого пространства, а также должны создать комфортную среду для пребывания человека.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Я – Ландшафтный дизайнер!

Моя работа – это творчество, которое объединяет в себе все виды искусств, а так же – это состояние души. Мне нравится воплощать в реальность свои идеи и этим украшать мир. В моей работе можно полностью себя самовыразить и реализовать свои творческие способности.

Работа ландшафтного дизайнера – это отличное средство самовыражения.

Работа дает полную реализацию моих фантазий и развитие моего творческого потенциала. Участок земли можно сравнить с холстом художника и с эстетической точки зрения, оценить его как картину. Вместо кистей и красок – садовые инструменты и разнообразные растения.

Ландшафтный дизайнер способен превратить заурядный дачный участок в прекрасный оазис. Узнав пожелания клиента, уточнив все технические детали и сделав необходимые обмеры, дизайнер представляет эскиз, нарисованный от руки или на компьютере. После утверждения эскиза он разрабатывает ландшафтный проект, где будут расписаны все подробности: от расположения цветников, беседок и бассейна до описания видов деревьев и кустарников. Далее дизайнер следит за выполнением работ. Красивую композицию невозможно создать без художественного воображения, чувства вкуса и умения рисовать. Одновременно дизайнер должен быть топографом, биологом, химиком и инженером в одном лице. Нужно хорошо разбираться в растениях — в какую почву их нужно высаживать, как они растут и цветут; грамотно использовать особенности рельефа местности для создания садового пейзажа, отводить лишнюю воду с участка, контролировать подвод коммуникаций и т.д.

В нашем Колледже Вас научат проектировать объекты садово-паркового и ландшафтного строительства: проводить ландшафтный анализ и предпроектную оценку озеленения; выполнять проектные чертежи объектов озеленения с использованием компьютерных программ; анализировать спрос и продвигать услуги по садово-парковому и ландшафтному строительству; создавать базу данных и проводить апробацию современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

Так же вы научитесь управлять процессом работы над объектами зеленого строительства и персоналом; разрабатывать проектно-сметной документацию; организовывать контроль и оценку садово-парковых и ландшафтных работ.После того как вы освоите профессию Техника Вы можете пойти работать на должностях мастера, начальника участка в фирмах ландшафтного строительства, лесопаркового хозяйства, декоративного садоводства, садово-паркового озеленения, рабочим зеленого строительства, садовником или цветоводом.

Развитое воображение, творческий подход к делу и коммуникабельность – вот, что нужно для профессии техника в садово-парковом и ландшафтном строительстве. Так же необходимы и организаторские способности.

Кто такой ландшафтный дизайнер?

Ландшафтный дизайнер – специалист, занимающийся обустройством (облагораживанием) садовых, парковых и приусадебных участков. Он умеет сочетать простоту с прекрасным, создавать функциональные и гармоничные зоны отдыха, скрывать изъяны ландшафта и подчеркивать архитектурный стиль здания с помощью всевозможных элементов декора.

Название профессии произошло от немецкого landschaft (вид местности, образ края) и английского design (проектировать, чертить). То есть, в самом названии скрыта основная задача любого ландшафтного дизайнера – разработка проекта по благоустройству той или иной местности.

Изначально озеленением замков и дворцов занимались садовники, которые ухаживали за зелеными насаждениями королей и вельмож. Но с течением времени это искусство переросло в нечто большее, чем садоводство и уже в двадцатом веке ландшафтный дизайн приобрел массовый характер.

Причиной выделения садовников в отдельную более узкую специализацию послужил период индустриализации в Германии и Англии, где производства начали переполнять города, поэтому люди занялись масштабным облагораживанием аллей и парков.

Ландшафтный дизайн в том виде, к которому мы все привыкли, включает в себя сразу три направления:

  • инженерное (проектирование, архитектура, строительство) – специалисту по ландшафтному дизайну не нужно быть инженером, однако при проектировании систем коммуникаций и освещения, знания из этой области позволят функционально правильно разместить тот или иной элемент
  • биологическое (растениеводство, ботаника) – ландшафтный дизайнер не садовник и не занимается высадкой растений, но он непременно должен знать периоды цветения, особенности роста, какие растения могут сочетаться друг с другом, а какие нет;
  • историческое (история культуры, философия) – познания в истории позволяют с легкостью выявить архитектурный стиль здания и грамотно дополнить/подчеркнуть стилистику сооружений и ландшафтные особенности местности.

В обязанности квалифицированного специалиста входит множество функций:

  • определение предпочтений заказчика;
  • выявление особенностей ландшафта: размер, тип грунта, климатические условия, наличие подземных вод и пр.;
  • проектирование дизайна территории на основе имеющихся данных и с учетом стиля здания, вокруг которого планируется благоустройство;
  • разработка систем коммуникации: водоотлив, канализация, отстойники и пр.;
  • озеленение участка и создание оросительной системы;
  • размещение осветительных приборов и декораций.

Курсы:

Подготовительные курсыДистационное образование и курсыПодготовительные курсыДневные курсыВечерние курсыКонкурсы профессиональныеЗаочные конкурсыКурсовые работыПрограммы курсовКурсы МЭОКурсы лекцийДля студентов I курсаДля студентов II курсаДля студентов III курсаДля студентов IV курсаДля студентов V курсаДля студентов VI курсаНаправления:АгробизнесИнформационные сетиБизнес в строительствеЗакрытые Акционерные Общества (ЗАО)Индивидуальное предпринимательствоИндивидуальные предприятияИнвестиционные программыИнвестиционные товариществаКооперативМалое предпринимательствоОбщества с дополнительной ответственностью (ООО)Общества с ограниченной ответственностью (ООО)Открытые акционерные обществаСемейные предприятияСреднее предпринимательствоТовариществоФинансы и банковские услугиХозяйственные партнерства

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строитель Джек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: