Содержание
Конечно, у такого сада своя, особенная философия и организация. Европейцам и жителям других стран, которые привыкли к роскоши и пестрому разнообразию у себя на участке, не всегда понятен японский сад камней: фото его обычно не слишком выразительны, да и буйства цветов в нем нет. Но, когда такой сад рассматривают вблизи, а не на фото, то эффект уже иной: сад вызывает чувство умиротворенности, тишины, покоя и простоты.
Японский сад камней
Ведь японский традиционный сад камней – это воплощение естественности, символизма и модного на сегодня минимализма. К тому же требование у него к площади и самому участку минимально. Поэтому для тех, у кого на дачном участке уже предостаточно буйства красок и разнообразия, лучше выделить отдельный уголок для изящного сада камней, куда можно будет приходить, чтобы успокоиться, снять стресс и поразмышлять.
Как выбрать камни для японского сада камней
Для японского сада камней лучше всего подбирать камни, которые долгое время пребывали под влиянием погодных условий, например, обтесывались волнами или обдувались ветром. Камни подбирают по фактуре, цвету и форме
Очень важно подобрать камни так, чтобы каждый из них не был одинок сам по себе, а гармонично сочетался бы с другими и полностью вписывался в ландшафт. Цель камней заключается в создании некой иллюзии, что поверхность, на которой они лежат, является лишь малой частью того, что вполне возможно спрятано внутри. По форме выделяют пять типов камней: плоский, изогнутый, лежачий, статуя, низкая вертикаль
Уложить камни правильно — очень сложная и интересная задача, потому как значение имеют не только фактура, цвет и форма. Каждый камень имеет свое «лицо», обладает динамикой и характером. К тому же существуют камни, которые «смотрят» вверх, а есть такие камни, которые «смотрят» вниз. Есть «лежачие», а есть «убегающие» и «догоняющие». Есть поддерживающие» и есть «прислоняющиеся». Разновидностей камней очень много, и у каждого из них своя сугубо персональная роль.
Из пяти типов камней создают пять групп – основная, второстепенная, гостевая, а у четвертой и пятой групп названий нет, их так и величают – четвертая и пятая. Роль всей композиции определяет «главный» камень с двумя другими более мелкими по размеру (здесь присутствует аналогия триады божества в буддийском храме). Это и есть основная группа камней. Главной задачей художника является прочувствовать возможности и способности каждого камня в отдельности и сгруппировать их так, чтобы получилась выразительная композиция.
Считается, что форма основной группы камней определяет дальнейший дизайн ландшафта сада – величину водоема, высоту холмов, их очертания, распределение растительности. Вспомогательная группа камней подчиняется группе основной и должна лишь подчеркивать ее идею. Гостевая группа камней устанавливается на отдалении и не подчиняется основной группе, а контрастирует с ней и уравновешивает ее. Четвертая группа камней связывает сад с домом, учитывая все архитектурные формы. Пятая группа камней создает фон для всей композиции ландшафта. Количество элементов внутри каждой группы корректируется в зависимости от типа и величины сада, образовывая таким образом самый настоящий ансамбль.При выборе камней следует избегать использовать следующие три их вида: больные, мертвые и диссонирующие. Больные камни – камни, у которых в силу каких-либо причин деформирован верх. Мертвые камни – камни, которые в природе «родились» в вертикальном положении, а их заставили принять горизонтальное (подобно телу умершего человека) и, наоборот, перевернули из родного горизонтального положения в вертикальное. Диссонирующие камни – камни, которые разрушают общую гармонию и «конфликтуют» с другими камнями в саду.Японский сад камней – идеальное место для успокоения с помощью созерцания. Более того, Ремонт позитивный напоминает, что общаясь с садом камней вы получаете прекрасный отдых, душевное успокоение и ни с чем не сравнимую внутреннюю гармонию, что в дальнейшем дает мыслям четкость, ясность и упорядоченность.
http://www.remontpozitif.ru
Немного истории
Цель любого направления ландшафтного дизайна – максимально искусно и естественно одновременно сочетать человеческое влияние и буйство природных стихий. Наиболее полно подобную гармонию отражает сад, оформленный в традициях Страны восходящего солнца. Принципы его создания оттачивались столетиями, поэтому, сегодня есть целое учение, которое берут за основу современные дизайнеры и создают великолепные рукотворные парки.
Впервые слово «сад» в японских манускриптах появилось в восьмом веке нашей эры. Изначально при помощи него обозначалось отдельное пространство, которое не имело каких-либо искусственных ограждений. Внутри него стали появляться объекты, которые позволяли человеку передвигаться по местности и любоваться красотами природы. Это были каменные дорожки, малые архитектурные формы, сложенные из них – места отдыха.
Сад, как живописная картинаИсточник akspic.ru
К ним были представлены слуги, которые следили за чистотой. Постепенно они стали облагораживать вверенные им объекты. В период правления Хэйан процветала наука и живопись. Она была настолько популярна, что даже садовники пытались рисовать картины при помощи растений. Они создавали такие потрясающие шедевры, что ими восхищались все без исключения. Такая концепция ландшафтного дизайна японского сада доминировала в период расцвета школы ямато-э. Когда к правлению пришли самураи, пышность и излишняя декоративность уступила место монохромности и лаконичности. Пришла эра «сухого» пейзажа. Ее идея определила основные принципы современного направления.
Основные элементы и принципы устройства сэкитэя
В устройстве сада камней при кажущемся хаотичном и случайном расположении всё подчинено строгим правилам, каждый элемент ансамбля имеет сакральное значение и глубокий смысл.
Количество камней
Традиционно камни располагают группами по три, что символизирует божественное понятие триады: тело, речь, мысль. Один камень в центре может означать остров, гору, планету или священное животное. Чаще всего используется 15 камней, но в современных композициях это правило не строгое, главное, чтобы количество было нечётным, а визуально с любого ракурса был спрятан один валун. Обработка должна быть минимальной и выглядеть естественно.
Расположение и расстановка камней
Расстановка скальных глыб происходит по нескольким принципам:
- сочетание пустых пространств и камней;
- выбор асимметричных валунов и избегание параллельных линий и одинаковых по форме и размеру элементов;
- количество горизонтальных камней должно превышать вертикальные для правильного баланса энергии;
- гармония в каждой группе из трёх глыб достигается путём расположения в виде треугольника, где один элемент главенствует, а два других имеют подчинённые позиции;
- булыжники углубляют в песок или гальку, чтобы создать иллюзию роста из земли;
-
площадку размечают так, чтобы из семи точек наблюдения открывался красивый вид и один камень был спрятан от глаз.
Песок и гравий
Мелкая галька и песок создают впечатление текучести и символизируют воду или мировой океан. На идеально ровной поверхности специальными граблями рисуют бороздки, которые имитируют волны и потоки воды, а круги вокруг камней олицетворяют расходящиеся круги от капель на воде.
Песок и мелкая галька в саду камней служат для изображения воды и её движения
Чтобы создать спокойствие водной глади, садовники используют не белые ослепительные оттенки минералов, а более нейтральные серые или коричневые. Ровные параллельные линии по всей площади сада означают умиротворение и внутренний баланс.
Волнистые линии напоминают бурную реку или ручей, показывают направление движения воды.
Допустима ли вода
В классическом понимании сад камней должен быть сухим. Даже его название в переводе с японского означает «сухой пейзаж» (сэкитэй), то есть вода недопустима. Но в ранних вариантах райские острова валунов размещали именно в небольших искусственных прудах и в современном прочтении иногда можно встретить сэкитэй на берегу водоёма или прямо в небольшом бассейне. Конечно, это нарушает традиционные принципы построения сада, но выглядит очень гармонично и красиво, вода благоприятно действует на всё живое вокруг.
По классическим канонам сад камней должен быть сухим, но в современных вариантах иногда присутствуют водоёмы
Мох
Мох используется в каменных композициях повсюду, его небольшая высота и густая текстура побегов прекрасно имитируют лесные заросли на райских островах бессмертных. Мусо Сосэки, великий мастер и создатель знаменитого сада 15 камней в Киото известен и строительством огромного парка мхов, на территории которого растут различные виды споровых растений, применяющиеся в ландшафтном дизайне. Богатство природы мастер показывает с помощью гармоничного сочетания оттенков и видов мха.
Мох великолепно дополняет и украшает сад камней
Декоративные элементы
Современные ландшафтные дизайнеры отошли от строгих канонов и стали использовать в садах камней различные декоративные элементы, выполненные в японском стиле и дополняющие пейзаж интересные детали.
В современном ландшафтном дизайне часто используются различные декоративные элементы в японском стиле
Дорожки выкладываются из плоских камней и других натуральных материалов так, чтобы между ними оставались промежутки для травы, максимально вписываясь в природный ландшафт, тому же правилу следуют при постройке мостиков, оград, расстановке скульптур и фонарей, японских каменных башенок. Мост из цельного куска породы или камня сложной формы смотрится особенно роскошно. В старинных японских садах встречаются деревянные мостики, поросшие мхом, они сливаются с окружающей природой, подчёркивая стиль парка.
Лучшие растения для японского сада
В классическом японском саду, как мы уже отмечали, основное значение придается воссозданию природного ландшафта, обычно с использованием воды и камня. Растениям же отведена роль как бы изящной «обертки», украшающей рельеф сада. Вот почему растения следует подбирать очень бережно и экономно и ни в коем случае не стремиться создать коллекционный сад, густо заполненный экзотическими японскими видами. Используемых растений может быть совсем немного — в Японии можно встретить сады из одних только рододендронов!
Нет и необходимости сажать только любимые японцами виды. Очень часто они оказываются чувствительными к нашим морозам. Обычно им легко подобрать замену из растений, более приспособленных к нашим условиям. Например, основными хвойными породами в японском саду являются сосна Тунберга (Pinus thunbergii) и сосна густоцветковая (Pinus densiflora). Их лучше заменить более привычными для России породами, тем более что сосна густоцветковая является близкой родственницей нашей хорошей знакомой — сосны обыкновенной (Р. silvestris). Главное — найти удачный баланс из нескольких декоративных деревьев и кустарников с вкраплениями красивоцветущих многолетников, злаков, бамбуков и папоротников. Ниже мы отобрали в качестве примера 12 растений, из которых легко создавать композиции в японском стиле. Из деревьев японцами ценятся плакучие формы, имеющие сферические контуры, а из декоративных и красивоцветущих кустарников предпочтение отдается растениям, легко поддающимся стрижке, чтобы, опять же, придать им вид полусфер. В качестве акцентов, нарушающих монотонность сферических форм, в композицию включают высокие злаки, папоротники и бамбук.
Кроме этих «лучших из лучших», в разделе собраны описания еще нескольких десятков растений, рекомендуемых для японского сада (см. навигационную колонку справа). Подавляющее большинство из них прекрасно чувствуют себя в средней полосе России.
Каменистая горка
Самый простой и каменистый альпийский садик – традиционная горка. На первый взгляд, смастерить ее довольно просто, но именно на этой простоте и погорели многие неопытные садоводы. На самом деле, для того чтобы горные растения чувствовали себя комфортно и радовали вас внешним видом, нужно соблюдать ряд условий при планировании и создании альпинария.
Итак, горные растения светолюбивы и не выносят избытка влаги в почве. Поэтому для них нужно отвести самое солнечное место в саду и подготовить участок к посадке. Начинается все с дренажа – на месте будущей горки вырывают котлован глубиной 25-30 см и засыпают туда слой песка и гравия (можно заменить на битый кирпич). Глубина котлована зависит от степени сырости почвы – чем она тяжелее и влажнее, тем яма глубже.
Если грунтовые воды находятся очень близко к поверхности (меньше метра), рыть котлован не имеет смысла – дренажный слой укладывают прямо на грунт.
Следом на дренаж укладывается слой грунта. Его толщина и состав зависят от того, какие растения вы планируете выращивать. Если это будут типичные горные низкорослые культуры, то достаточно 10-15 см бедного, неплодородного грунта. Если же вы планируете «разбавить» посадки крупными кустарниками, злаками, травянистыми многолетниками, то слой почвы нужно увеличить до 25 см.
Важным аспектом также является уровень кислотности почвы. Для выращивания вересков, рододендронов, эрик вам понадобятся кислые почвы. Для ибериса, тимьяна, резухи, молодила, гвоздики, эдельвейса – щелочные. Помните о том, что сочетать на одной горке растения, требующие разных типов почв, практически невозможно, и планируйте выбор культур еще на стадии формирования альпинария.
Большинство горных культур не выдерживают конкуренции с сорняками наших широт, а полоть альпийскую горку непросто, поэтому обязательно очистите почву от корней и растительных остатков перед посадкой.
Следующий этап – выкладка камней. Помните, что ассортимент и разнообразие пород хороши на выставке, а в саду естественнее будет смотреться что-то одно (валуны, туф, известняк). Затем наступает время высадки растений. Их подбор зависит от вашего вкуса и кошелька.
Для имитации полноценной горной насыпи стоит посадить почвопокровные очитки, мелкоцветные тюльпаны, крокусы, резуху, шиловидный флокс, камнеломки, компактные сорта спиреи, низкорослую горную сосну, стелющиеся можжевельники.
Хотите большего разнообразия и готовы отступить от канонов природы? Тогда к вашим услугам гравилат, некрупные сорта астильбы, живучка ползучая, лилейники, ирисы, барбарис Тунберга, туя западная, бадан, манжетка, лапчатка кустарниковая.
После того как все растения высажены согласно плану, горку нужно замульчировать мелким гравием или галькой.
Разновидности оформления
Японский стиль в ландшафтном дизайне представлен 4 вариантами реализации направления:
- Цубо – небольшой участок двора или здания с открытой крышей.
- Сад камней – пространство без растительности. Его довольно легко оформить, но может быть недостаточно декоративности.
- Сад деревьев – своеобразная парковая зона, которая отличается максимальной естественностью природы и изменяется согласно сезонам.
- Чайный сад – комбинация двух видов растительности с различным оформлением. В затененных местах обязательно устраивают особый павильон для традиционных чайных церемоний.
Цубо
Такой сад берет свое начало в период Средних веков, когда архитектура японских городов только развивалась. Название произошло от слова «цубо», которое означает небольшой участок около 3 м2. Размещаться композиция может как внутри помещения, так и в пределах основного ландшафта.
Маленький участок природы призван оживить городское жилье и украсить тесное пространство. Растения высаживаются согласно стороне света. Северные участки лучше украсить различными мхами, поскольку они не подходят для теплолюбивых насаждений.
Основное пространство цубо занимают камни, оставляя растительности крошечную территорию. Центр композиции составляют деревья, которые подбираются под общий дизайн жилища. Подобный сад можно устроить на даче – для этого достаточно поставить фонарь цукубаи, проложить каменные тропинки и высадить небольшое количество растений.
Усилить освещение можно с помощью светильников, фонарей и зеркальных поверхностей. Таким образом пространство приобретет особую восточную атмосферу теплоты и гармонии.
Домик с цубоИсточник web-sad.ru
Музыка камней японского сада
В восточной философии камни символизируют устойчивость и жизненную силу. Россыпи булыжников представляют собой отражение огромной бескрайней Вселенной, которую невозможно быстро познать и изучить. Камни необходимо располагать в саду таким образом, чтобы из любой точки участка обзору были доступны только некоторые из них. Количество обязательно должно быть нечетным числом.
Камни в японском садуИсточник dobrostroy.house
Камни в композиции всегда выкладывают с левого угла доступной территории по диагонали. Цвета булыжников должны быть похожими, можно создать группы из разных оттенков. Единственное условие – камни нельзя обрабатывать, они остаются в естественном виде. Со временем природные объекты покроются мхом, что придаст им более натуральный и привлекательный образ. Размер камней не имеет значения, можно чередовать небольшие камушки и массивные валуны. Среди композиции отлично будут смотреться деревья с яркими листьями и необычные кустарники.
Композиции из камнейИсточник diz-cafe.com
Японский ландшафтный дизайн создает спокойную умиротворённую атмосферу, которая наполнена гармонией и дает прекрасные возможности для созерцания и размышлений. Извилистые каменные тропинки как будто зовут посетителя блуждать среди нетронутой природы и наслаждаться естественной красотой растений. Дорожки могут быть самыми разными – вымощенные плоскими камнями с гладкой поверхностью, которые символизируют дорогу жизни без препятствий, либо же тропинки из гравия, песчаника или гальки. Эти материалы могут заменять собой водные объекты, из них создают сухие ручьи или небольшие водопады.
Ручей из камнейИсточник roomester.ru
Объекты на территории сада размещаются по строгим правилам, нарушение которых грозит потерей гармонии. Главный камень располагается в центре композиции, а остальные элементы дополняют дизайн и символизируют особенности рельефа. Булыжники можно оформить в виде островов или горных систем, все зависит от фантазии дизайнера.
Камни не стоит располагать в строгой последовательности, поскольку симметрия здесь не приветствуется. Объекты из рек, гор и морей не сочетаются на одном участке. Для устойчивого положения булыжников можно их немного прикопать. Чтобы замаскировать изъяны валунов, рядом с ними высаживают небольшие кустарники и травянистые растения. Они должны быть дикорастущие и невыразительных оттенков.
Растения возле водоема из камнейИсточник greenhome.kz
Удивительные традиции.
История этого государства сохранила имя самого первого мастера дзен, который и сделал первый такой сад в Японии. Имя этого мастера Соами 1480-1525 г., он основал такой сад, располагаемый в киотском знаменитом храме.
Японский сад камней с использованием газона
Расположен сад на участке земли 10×30 метров, где есть 15 камней, относящихся к пяти группам. А смотреть на камни требуется согласно традиции с определенного места, при этом таинственная гармония будет оказывать свое гипнотическое действие на человека.
Японский сад камней понравится тому, кто готов полностью отказаться от яркой пышности Европы. А оценить прелести храмового сада смогут люди, склонные к единению и размышлению. Если собираетесь сделать такой удивительный сад своими руками, то требуется учитывать ряд сложных моментов и деталей этого искусства.
Главные моменты стилистики садового искусства:
- Уникальная пустота. Уникальная садовая площадь не заполняется полностью, как это делается часто в садах Европы. Здесь значение занятого либо открытого места в саду должно быть достаточно контрастным и рациональным.
- Точка зрения. Требуется выбрать определенную точку для созерцания, вокруг которой и ориентируется сам сад. Такая точка должна располагаться с северной общей стороны, это связано с тем, что яркое солнце будет мешать человеку. Также объект концентрации мысли и взгляда часто располагают на западной или восточной части такого сада. Точка располагается в зависимости от времени суток, когда вы будете в саду, обычно это утренние либо вечерние часы.
- Асимметрия. Это главный принцип, здесь не требуется собирать одного размера камни и располагать их параллельно относительно друг к другу. Традиционный современный сад делают на основе геометрии семиугольника, а сами объекты здесь должны располагаться так, чтобы каждый камень можно было увидеть с любой точки обзора, это главный аспект.
- Использование водного объекта, главные аспекты. Если такой участок располагает открытыми водными объектами, то здесь требуется учитывать еще отражение сада в воде, это сложная и интересная задача.
Уникальной культуре Японии уделяют сегодня в России удивительно большое внимание, это касается традиций и самой культуры, а также философии, церемоний и кухни Японии. Удивительное учение самосовершенствования Кайдзен давно уже практикуется в Челябинске на одном из заводов
План. Геометрическая схема расположения камней
Геометрические общие составляющие такого уникального сада из камней в храме Реандзи открыты для каждого, причем гармония этого чуда перенаправлена в максимально простые удобные формулы. Хотя, с другой стороны, садовое искусство, как и иероглифы Японии, останется удивительным и загадочным, даже если получится сымитировать его.
Что такое сад камней
Современные сады камней создаются в декоративных целях, они подчёркивают общий стиль японского сада и составляют спокойную альтернативу пышным разноцветным клумбам. Выглядят они как открытая ровная площадка, засыпанная песком или мелким гравием и вкопанными в грунт камнями, живописно расставленными одиночно или в группах.
История
Сады камней зародились в Японии ещё в V веке нашей эры, они имели глубокое религиозное значение, так как китайский даосизм начал развиваться в стране. Наибольшего расцвета это направление искусства достигло в XIV веке во время правления династии Муромати и с тех пор не теряет своей значимости. Садовники тогда носили название «монахи, которые располагают камни». Великий буддийский монах Мусо Сосэки выложил один из самых известных каменных садов и вывел этот вид ландшафтного дизайна на новый уровень. Сегодня это часть мирового культурного наследия, современные сэкитэи создаются по тем же принципам, что и древние.
Создавая сад камней, yужно следовать древним принципам, заложенным ещё в XIV веке
Назначение и философия
В саду камней нет пышных цветов и буйной зелени, фонтанов и бассейнов, беседок и площадок для барбекю. Это священное божественное место, спокойное и строгое, символизирующее модель устройства мира и суть природы. Для монахов в этом саду всё подчинено буддийской философии, тут они проводят время в медитации, познании себя и созерцании окружающего мира в его первоначальной простоте, стремлении к просветлению и отрешению от суеты.
Все элементы сада камней имеют конкретную символику
В Священных Писаниях есть легенды о райских островах бессмертных, где царит мир и счастье. Во время многочисленных гражданских войн и тяжёлой жизни люди создавали символ райских островов у себя дома. Камни обожествляли как образ земли. Сначала их располагали в центре небольшого искусственного пруда, а впоследствии появились сухие песчаные сады, где прочерченные бороздки и круги вокруг камней символизировали океан и волны. Позднее камни стали выкладывать в виде божественных животных. Например, журавль символизировал высоты духа, а черепаха — долголете и глубину познания, дракон — энергию и мудрость.
Монахи вкладывали в вечные камни и образы Будды или горы Сумэру — центра всего мира.
Для современных оформителей садов важнее декоративный эффект и стиль, напоминающий модный сегодня минимализм, а также атмосфера отдыха и уединения.
Самые известные сады камней
Каменный сад Рёандзи был построен на территории буддийского храма недалеко от Киото в 1499 году. С веранды храма открывается удивительный вид на прямоугольную площадку, покрытую мелкой светлой галькой, расчёсанной граблями на бороздки волн и пятнадцать чёрных камней различной формы, сгруппированных по три. Секрет этой композиции заключается в том, что один из камней всегда остаётся невидимым при наблюдении из любой точки. Только достигшие просветления увидят весь сад целиком, так гласит легенда.
Самый известный сад камней Рёандзи
Сад монастыря Тофукудзи не менее известен, чем Рёандзи, но имеет совершенно другую концепцию. Этот сэкитэй был построен в начале ХХ века, создатель заложил в него идею быстрого движения, замершего на секунду, камни выложены в форме, напоминающей дракона перед прыжком, это место обладает потрясающей энергетикой.
Сад Тофукудзи воплощает оригинальную концепцию замершего движения
Храмовый комплекс Дайтоку-Дзи содержит на своей территории целых два уникальных небольших каменных сада, один из которых был создан в 1315 году. На маленькой площадке рассыпана белая галька, с имитацией волн на воде, а в центре композиции лежит плоский камень с расходящимися от него кругами, рядом возвышаются два чёрных наклонных камня.
Минималистическая композиция с имитацией расходящихся кругами волн
Площадь второго сада побольше, галька в этом случае символизирует мировой океан, а центральная группа изо мха и камней олицетворяет удивительный остров, где живут мудрецы и просветлённые души.
Символизирует остров мудрецов в мировом океане
Чайный сад
Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.
В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.
Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.
Фото: фонарь из камня
Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.
Фото: мост выполняет декоративную функцию
Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.
Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.
Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.
№9. Другие виды каменных садов
Помимо японского сада камней, существуют и другие способы привлечь внимание к красоте камней и вписать их в ландшафт собственного участка. Некоторые дачники делятся успешным опытом превращения одного типа сада в другой
Кроме японского сада, также существуют:
- альпинарий, или каменистая горка обустраивается на горках и склонах. Если таковых на участке нет, они создаются рукотворно. Огромное значение тут имеют растения;
- рокарий отличается от альпинария рельефом – сооружать горку не понадобится. Растений меньше, чем в альпинарии, но больше, чем в японском саду камней;
- подпорная каменная стенка позволяет обыграть нюансы рельефа участка и разделить территорию на зоны. Выкладывают такие стенки из разного материала, а растения могут украшать ее сверху или же находиться в пазухах. На первом месте тут все же функциональность;
- террасированный сад камней позволяет выгодно обыграть еще более сложный рельеф. Это сочетание горизонтальных террас и стенок. Такой сад объединяет в себе и альпинарий, и подпорные каменные стенки, и каменные ступени;
- гравийный садик – почти то же самое, что сад камней, но без валунов. Подходит для небольших участков. Галька активно украшается яркими цветами и вечнозелеными растениями;
- имитация природного каменистого ландшафта. Большие камни произвольно раскладываются по участку, обильно украшаются зеленью и садовым декором. В итоге получается воссоздать копию натурального горного пейзажа;
- мини-сад камней можно создать в небольшом горшке, насыпав туда мелкую гальку и высадив суперкарликовые растения, лишайники и мхи. Получается миниатюрная копия настоящего сада камней. Такой декор будет уместным даже в городской квартире. Для дачи подойдет и другой вариант. В крупном натуральном камне (подойдет ракушечник, известняк, пемза) создают отверстия для растений. Некоторые из них можно соединить между собой. Нижнюю часть камня лучше сделать плоской, чтобы поставить его потом в деревянный поддон. В отверстия необходимо засыпать почву и высадить неприхотливые в уходе растения.
Любоваться камнями намного интереснее и приятнее, чем можно себе представить. Сад камней станет отличным фоном для размышлений и средством отвлечься от суеты. Главное, что вы сами сможете сделать его таким, как вам хочется, чтобы в итоге он дарил только наслаждение и релакс.
Источник
Уход за садом камней
Каменистый сад не нуждается в каком-либо особом обслуживании. Но все же существуют общие рекомендации, при соблюдении которых сад камней всегда будет иметь интересный и эффектный вид.
- Если в каменистом саду присутствуют растения, то поначалу их нужно систематически поливать, чтобы они хорошо укоренились. Со временем поливы необходимо сократить и поливать растения только при потребности. Мелкие камни надолго сохраняют влагу, не позволяя почве пересыхать. Поэтому после адаптации растений можно отказаться от полива на продолжительное время.
- Главная проблема сада камней – это сорняки. При активном прорастании этих растений, удалить их из-под слоя гравия очень сложно. Из-за этого на дно площадки и укладывают агроволокно, а почву предварительно старательно очищают от корней. Чтобы не погубить сад, нужно своевременно избавляться от появляющихся сорняков.
- Очищение от мусора – это еще одна важная задача. Для этого можно использовать проволочные грабли и жесткую щетку. Необходимо тщательно сметать весь сор с каменной площадки. А если засыпка рыхлая, тогда мусор нужно убирать руками.
- Через несколько лет желательно обновить гравийную подсыпку, используя гравий или тот камень, который применялся изначально.
Принципы создания
Свежие записи
Бензопила или электропила — что выбрать для сада?4 ошибки при выращивании томатов в горшках, которые совершают почти все хозяйкиСекреты выращивания рассады от японцев, которые очень трепетно относятся к земле
- Ощущение пустоты. Контраст заполненного и свободного пространства следует обязательно соблюсти, так как первое впечатление, которое должно возникать при виде сада — это пустота, которая отожествляется со свободой;
- Наличие точки созерцания. Территорию под сад рекомендуется отводить с северной стороны, дабы солнце сильно не слепило и не раскаляло камни. В самом же каменном саду необходимо выбрать место, с которого будет созерцаться вся картина. Для этого рисуется семиугольная звезда, концы каждого угла которой и будут составлять сеть точек. Если отдых в саду предпочтительней проводить вечером, то точка созерцания должна быть с западной стороны, если утром, то с восточной;
- Асимметрия расположения камней. Так как внешний вид сада должен иметь максимально естественный вид, не стоит подбирать одинаковые камни по форме, цвету и фактуре, а также размещать их параллельно друг другу.
- Правильное размещение камней. Элементы каменного сада располагаются на линиях, которые образовались вследствие использования той самой семиугольной звезды, причём все элементы или все кроме одного (как правило, 15 камней) должны быть видны с выбранной точки созерцания. Кстати, чем больше будут габариты данного семиугольника, тем просторней будет казаться ваш сад.